Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

27 лет назад на Ставрополье произошел один из самых крупных терактов в истории России. 14 июня 1995 года чеченские боевики под руководством Шамиля Басаева напали на Буденновск.

В течение пяти дней отряд террористов удерживал в заложниках более 1600 человек. В результате трагедии погибли 129 человек, среди них 18 милиционеров и 17 военнослужащих, 415 человек получили ранения разной степени тяжести.

Во время теракта были сожжены и повреждены почти 200 автомобилей, серьезно пострадали также 54 городских объекта, в том числе Дом детского творчества, горбольница, ОВД, администрация и 107 частных домов. Материальный ущерб составил 95,6 млрд рублей. По факту нападения на Буденновск было возбуждено уголовное дело, которое спустя почти три десятка лет все еще остается открытым...

Путь боевиков

В ночь на 14 июня 1995 года около 200 боевиков под командованием Шамиля Басаева на трех КамАЗах и «шестерке», переделанной под милицейский автомобиль, выехали с территории Чечни в направлении Ставрополья. По пути в Буденновск, который стал главной целью бандитов, террористы спокойно проехали через десятки блокпостов и контрольно-пропускных пунктов, утверждая, что везут в Ростов гробы с телами погибших в Чечне российских военнослужащих.

Утром 14 июня на въезде в Прасковею колонну снова остановили для досмотра. О транспортировке «Груза-200» доложили начальнику местного РОВД, тот усомнился в том, что тела солдат могут перевозить в такую жару без рефрижераторов, и отдал распоряжение сопроводить КамАЗы в ОВД в Буденновске для проверки. В полдень в сопровождении двух патрульных машин Буденновской ГАИ два большегруза прибыли к отделу внутренних дел. Третий КамАЗ из-за того, что кончилось горючее, остановился на перекрестке улиц Интернациональной и Ставропольской.

Из машин стали выбегать люди в камуфляже с автоматами наперевес. Одна часть боевиков ворвалась в здание и открыла огонь. Первыми жертвами кровавой бойни стали сотрудники районного ОВД. В первые минуты нападения погибли трое: Владимир Журудыев, Иван Мечетный и Сергей Глущенко, серьезное ранение получил Андрей Дроган, первый замначальника отдела. Другие бандиты рассредоточились по городу, нападая на госучреждения в центре города и врываясь в жилые дома.

День первый. Захват заложников

Террористы шли по улицам раскаленного в полдень Буденновска, хватали людей и толпой гнали к центральной площади. По тем, кто пытался оказать сопротивление, стреляли, словно по мишеням в тире - без капли жалости и сомнения. Местные жители не понимали, что происходит: кто-то думал, что все это инсценировка, мол, военные учения проводят, другие были уверены - началась война.

Тогда никто и подумать не мог, что события этого дня обернутся трагедией для нескольких тысяч человек, станут началом целой серии резонансных терактов, совершенных Шамилем Басаевым, и мощным стимулом к началу организованной борьбы с терроризмом в России.

Когда стало понятно, что на город совершено вооруженное нападение, из Ставрополя в Буденновск перебросили десантников для усиления военного аэродрома. В город также стянули подразделения внутренних войск из Благодарного и Зеленокумска. Силами военнослужащих вертолетного полка была организована охрана химзавода и микрорайона Северный, где расквартированы семьи военных.

В это время боевики подогнали к площади бензовоз и на крыше одного из зданий установили пулемет для обстрела вертолетов. Около двух часов дня о нападении боевиков сообщили по местному радио. Людей попросили не покидать дома и не пользоваться водой из-под крана, чтобы избежать возможного отравления.

К трем часам дня боевики повели захваченных жителей Буденновска к горбольнице. По пути они брали в плен случайных прохожих. В заложниках оказывались в том числе сотрудники правопорядка и военные. Так в плен попал и военный комиссар Буденновского района полковник Геннадий Болдырев. Он был в гражданской одежде, что спасло его от гибели. Военных бандиты жестоко убивали. Подойдя к зданию больницы, преступники первым делом захватили центральный корпус, после чего оккупировали всю территорию медучреждения. На тот момент в больнице находились 650 больных и 450 человек медперсонала. Все они стали заложниками боевиков.

Бандиты приступили к минированию: взрывчатку разместили в подвальных помещениях и в здании кислородной станции вблизи главного корпуса больницы. Действия боевиков парализовали всю жизнь города: встал транспорт, было нарушено газо- и водоснабжение, отключена телефонная связь.

В Буденновск прибывали российские военные и представители власти. В 16.15 Шамиль Басаев выдвинул ультиматум властям РФ. Он потребовал вывода из Чечни федеральных войск. В противном случае пригрозил уничтожить находящихся в больнице заложников, 1600 человек на тот момент. Шестерых из них в тот же день боевики расстреляли.

День второй. Басаев потребовал журналистов

К утру 15 июня в Буденновск были стянуты милиция, подразделения различных войск, спецподразделения - ОМОН, бойцы «Альфы» и «Веги», у больницы разместили бронетехнику. Боевики под угрозой расстрела заложников потребовали журналистов. В пять вечера, не дождавшись представителей прессы, бандиты убили пятерых заложников. К 20.00, после того как к руководителям спецоперации вышел замглавврача Петр Костюченко и сообщил, что в случае невыполнения условий бандиты уничтожат еще десять человек, журналистов завели в здание.

В числе тех, кто отправился к бандитам, был бывший собкор «Комсомолки» в Ростове-на-Дону Владимир Ладный. Позже он стал одним из добровольных заложников, когда бандиты под прикрытием живого щита уходили обратно в Чечню.

- Я смог пройти по всем этажам. В подвале лежали трупы. Много. И боевиков, и заложников, - вспоминает Владимир Ладный. - С Басаевым я говорил. Было ощущение, что все в шоке. Я его спросил, что же он творит? Он мне ответил: «А ты видел больницы в Грозном? Что от них осталось, когда пришли ваши войска?». Он считал, что у него своя правда.

Вместе с журналистами к террористам заходил и Анатолий Кашпировский. На тот момент он был депутатом Госдумы от ЛДПР. Но ни чары телецелителя, ни дар убеждения политика на бандитов не подействовали. Встреча боевиков с прессой длилась три часа, после чего журналисты и Кашпировский беспрепятственно покинули здание.

День третий. Власти согласились на требования террористов

С утра 16 июня по городу собирали тела местных жителей, расстрелянных бандитами. В городе был один морг и тот при больнице, где находились боевики. Поэтому тела погибших доставляли в баню № 1 для опознания и передачи родственникам для захоронения. К полудню на местном кладбище похоронили без малого 40 человек, ставших жертвами террористов.

Жизнь в городе замерла. Магазины не работали, в спальные районы хлеб завозили на машинах. Местное управление образования собирало информацию о детях, оставшихся без попечения родителей. В 16.00 стало известно о том, что российские власти приняли условия террористов о прекращении огня в Чечне.

В федеральном эфире радио прозвучало заявление тогдашнего премьер-министра Виктора Черномырдина: «Правительство гарантирует немедленное прекращение огня в Чечне. В Грозный вылетела правительственная делегация для переговоров с генпрокурором Чечни Исманом Имомаевым, как того требовал Басаев. После освобождения Басаеву и его людям будет непременно предоставлен транспорт и сопровождение с гарантией безопасности для боевиков».

День четвертый. Попытка штурма

В пять утра 17 июня бойцы «Альфы» и других подразделений спецназа пошли на штурм больницы. По некоторым данным, Басаев узнал о готовящемся штурме за полчаса до начала операции. Ему об этом кто-то сообщил по рации. Бой с бандитами длился почти четыре часа. Обе стороны понесли ощутимые потери. Во время штурма погиб командовавший спецгруппой «Альфы» майор Владимир Соловов.

Собкор «КП» вспоминает, что, когда штурм начался, Басаев выставил к окнам рожениц с новорожденными детьми на руках. К вечеру удалось вызволить из плена порядка 60 заложников из неврологического и травматологического отделений больницы. Сыграло на руку то, что эти помещения плохо охранялись боевиками.

День пятый. Освобождение первой группы заложников

Утром 18 июня Черномырдин провел переговоры с Шамилем Басаевым. Главарь террористов диктовал условия, премьер - принимал. К полудню бандиты отпустили первую группу заложников - около полусотни женщин с младенцами и детьми до трех лет. В семь вечера Басаев выдвинул новое требование - подогнать к больнице шесть «Икарусов», чтобы вернуться в Чечню под прикрытием заложников. К этому времени были освобождены уже 350 человек.

День шестой. Отход террористов

Рано утром 19 июня к больнице подошли «Икарусы» и машина с продовольствием. В начале десятого утра Басаев потребовал дополнительных гарантий своей безопасности. Чеченские боевики составили список журналистов для очередной пресс-конференции. Явку прессы обеспечивал генерал Черненко.

В итоге журналистам предложили стать добровольными заложниками при отходе боевиков. В числе тех, кто не побоялся оказаться под прицелом бандитов, был и Владимир Ладный. Ближе к трем часам дня десятки террористов проследовали в автобусы. Вместе с ними были 123 заложника, в том числе 20 журналистов, три народных депутата РФ, представители администрации Буденновска и Ставрополья. Тела погибших бандитов погрузили в грузовик.

Собкор «КП» вспоминает, что всех рассаживали одинаково: заложник и рядом под его прикрытием боевик.

- Басаев меня спросил: «Ты - журналист? А командировка есть? Ну давай, я тебе отмечу…», - рассказывал Ладный. - я ему дал листок. Он расписался. Поставил дату выезда. Печать свою, с волком. Я спрашиваю: «А дата прибытия?». Он: «Ну, ты же сам понимаешь». Утром 20 июня автобусы с бандитами и заложниками прибыли в Чечню. Согласно договоренностям федеральные силы бандитов не преследовали. У аула Зандак людей, наконец, отпустили. Заложникам отдали один из автобусов для возвращения домой.

Оставшиеся в живых члены банды Басаева скрылись. Впрочем, как и сам полевой командир. После резонансных событий 1995 года в Буденновске Басаеву дали прозвище «террорист номер один». При нападении на Буденновск были уничтожены 16 боевиков: девять погибли в городе, еще семеро - в здании больницы.

22 июня 1995 года в России был объявлен траур по жертвам акта терроризма в Буденновске. После этой трагедии в России приняли закон о борьбе с терроризмом, запрещающий удовлетворять требования бандитов. В последующие годы позиция властей стала еще жестче, было решено направить основной вектор на предупреждение терактов. В 2006 году был принят федеральный закон «О противодействии терроризму», определивший терроризм как идеологию насилия. Для централизованной борьбы был образован Национальный антитеррористический комитет (НАК), на счету которого на сегодняшний день сотни предотвращенных преступлений террористической направленности.

Призвать к ответственности

Делом о нападении на Буденновск занимается Следственный комитет России, установлением личностей бандитов - ФСБ, а МВД ведет розыск преступников. О первых задержаниях правоохранительные органы сообщили через пять лет после теракта. Уголовную ответственность понесли Бор-Али Асламкадиров, Хасан Бециев, Иса Дукаев, Хусейн Миталаев, Обсулах Тураев, Вахит Айдамиров, Раиса Дундаева, Аслан Якубов, Саламбек Даудов и Майрбек Адамов. В 2002 году суд приговорил их к длительным срокам заключения.


Моулды Хабаев.

За 27 лет к ответственности удалось привлечь порядка 30 «басаевцев», примерно столько же бандитов в разные годы были ликвидированы в ходе спецопераций, личности еще 28 преступников установлены и объявлены в розыск. Местонахождение других оставшихся в живых участников устанавливается, несмотря на то, что часть бандитов скрывается под чужими именами и находится за пределами страны. Участники нападения на Буденновск получают, как правило, от 10 до 15 лет. Бандитам удается избежать более сурового наказания, так как преступление совершено во времена, когда еще действовал Уголовный кодекс РСФСР. Максимальное наказание для участников теракта - 15 лет. Некоторые уже отбыли наказание и вышли на свободу.

Примечательно, что многие из пойманных бандитов на судах заявляют о том, что не применяли насилие и уже тем более не убивали никого из мирных жителей. Есть среди осужденных и те, кто ни в чем не раскаивается и считает свое задержание и суд незаконными! Как, например, Моулды Хабаев, член банды Басаева и непосредственный участник нападения на Буденновск.

На момент событий 1995 года ему было 25 лет. О том, что творил Хабаев, суду рассказывали очевидцы. Его видели и в роли захватчика заложников, и в роли хладнокровного убийцы, расстреливающего мирных жителей, и в числе боевиков, садящихся в автобус 19 июня 1995 года. Чтобы заслушать показания всех свидетелей, суду потребовался целый год. После теракта Хабаеву присвоили внеочередное звание «майор шариатской безопасности», и вплоть до задержания Моулды Хабаев жил обычной спокойной жизнью. Он обзавелся семьей, растил четверых детей.

В 2007 году сменил советский паспорт на документ нового образца, в котором значился Арби Алиевым. Спустя год на новое имя он получил права, а в 2010-м сделал загранпаспорт и отправился в хадж. В розыске он числился с 2009 года, а в мае 2011-го был задержан. На момент оглашения приговора в 2013 году он, как и его адвокат, был уверен, что выйдет из зала суда на свободу.

- Мой подзащитный был установлен как лицо, якобы причастное к Буденновским событиям, лишь в январе 2009 года, то есть почти 14 лет спустя, а уже в 2005 году, четыре года назад, истек срок давности привлечения к ответственности. Поэтому с момента задержания 6 мая 2011 года и по сегодняшний день он вообще содержится под стражей незаконно. Поезд ушел! - заявил на суде адвокат. Суд приговорил Хабаева к 14 годам лишения свободы. Позже защита обжаловала решение суда, но апелляционная инстанция оставила приговор без изменения.

Один из последних задержанных - Хазвах Черхигов. На момент теракта в Буденновске ему было всего 17 лет и он значился в составе охраны Басаева. Взяли его в Москве осенью 2018 года. И тоже под чужим именем. За 26 лет он дважды сменил имя. В 2011 году был осужден по другому делу и спустя два года смог сбежать из тюрьмы. В прошлом году следствие собрало достаточно улик, и дело ушло в суд. Кроме того, в 2019 году по делу о нападении на Буденновск был осужден признавший свою вину Руслан Исламов. Суд назначил ему 11 лет лишения свободы. А в 2020-м к 12 годам заключения был приговорен Аслан Даудов, который присоединился к банде незадолго до теракта.


Хазвах Черхигов

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Убрать главаря

После дерзкого налета на Буденновск Шамилю Басаеву удавалось скрываться от правосудия 11 лет. За это время было предпринято несколько безуспешных попыток его ликвидировать. Опытный полевой командир не засиживался на одном месте и тщательно продумывал маршруты, прячась от силовиков. В июне 2006 года российским спецслужбам удалось установить, что Басаев скрывается под Тырныаузом в КБР. Началась спецоперация по его ликвидации. Террорист номер один попался спустя месяц. Ночью 10 июля у Экажево в Ингушетии взорвался КамАЗ, груженый центнером тротила. В легковушке, сопровождающей грузовик, которая также взлетела на воздух от взрыва, был главарь банды с несколькими боевиками.

WWW.STAV.KP.RU

 


Аппарат антитеррористической комиссии Ставропольского края

г. Ставрополь, площадь Ленина, 1
(8652) 306-395, факс: (8652) 306-505
antiterror@stavkray.ru

© 2016 Антитеррористическая комиссия Ставропольского края